Главная страница
Статьи и заметки / Значения договоров в современных бизнес реалиях  
4E.Госторги

Значения договоров в современных бизнес реалиях

20 сентября 2006 Дмитрий Сурков

Какую роль играют договора в современных реалиях малого и среднего бизнеса (хотя отчасти и большого, наверно)? Насколько детально они подготавливаются? Как долго стороны «торгуются» по условиям? Действительно ли стороны соблюдают все условия? Как происходит урегулирование конфликтов, если одна из сторон не выполняет какие-либо пункты? Платили ли вы хоть раз пени за задержку оплаты на несколько дней от установленного срока?

Я стал задумываться об этом еще давно. У меня есть знакомый бизнесмен, довольно успешный, но я не знаю практически никого, кто бы сказал про него доброе слово. Он и не стремиться понравиться, он стремиться быть эффективным. В основном реплики следующие: «кидала», «разводила», «скользкий тип» и т.п. Я изучал, как он работает. Идея проста: со всеми он заключает договора. Договора подготавливают грамотные юристы, в них описывается буквально все. Но большинство, с кем он их заключает, не считают их достаточно важным документом описания деловых отношений. И, увы, в нашей стране очень мало людей, которые выполняют взятые на себя обязательство настолько четко, чтобы придраться было невозможно. В результате, если другая сторона с чем-то не справляется (что происходит регулярно, я уверен, и с вашими партнерами), этот бизнесмен ведет себя в точности по условиям договора: взимает неустойки, недоплачивает за работу и т.д. Разумеется, обычно другая сторона никак не готова к такому «жесткому» повороту событий, мол, «на словах договорились, ну чуток не получилось, но старались же, и результат положительный вроде». Подход распространяется и на сотрудников. Например, во время совещаний обязательно присутствует секретарь, которая составляет протокол, записывает, кто и что обещает сделать и в какие сроки. После чего, как только приходит время «X», с них спрашивают по полной программе. Конечно же, им напоминают о взятых на себя обязательствах заранее. Отдельно стоит отметить заключения договоров с партнерами, где речь идет о долевом участии в проектах. Тщательно составленный договор, который прозевают юристы партнера, может в будущем быть использован для практически полного захвата проекта в нужный момент, что и происходит. Не стоит говорить, что другая сторона совсем не в восторге от такого поворота событий, но понимает, что сама подписалась под всеми пунктами. То есть, в теории, нет никакого «кидалова», все по бумагам.

Вот и встает дилемма: с одной стороны, казалось бы, четкое описание и следование условиям договора — признак цивилизованного и развитого подхода к ведению бизнеса, но сталкиваясь с реалиями, он ведет к тому, что люди начинают считать тебя «подонком» и бюрократом, который не хочет понять его по-человечески, если вышла накладка. А накладки случаются, увы, чаще, чем хотелось бы.

С другой стороны, закрывать глаза на несоблюдение пунктов договора с мыслями: «ну да, я видел, как тяжело ему было, он старался, но не получилось», ведет к тому, что другая сторона после нескольких таких «пониманий по-человечески» просто сядет на шею.

Конечно, всегда существуют разумные компромиссы, но пока просто хотелось бы рассмотреть тему с двух крайних концов.

Много соглашений заключается на словах. Увы, слова не всегда сдерживают, и выход из конфликтных ситуаций становится довольно проблематичным, порой связанным с привлечением силовых или криминальных структур. А к договорам относятся скорее как к «галочке», не придавая им особого значения.

Особенно интересны ситуации, когда ценности сторон по данному вопросу различны, и в случае возникновения конфликта, одни указывают на пункты письменного договора, а другие твердят: «не, ну договор это фигня, выкинь его вообще, мы же на словах договорились». И те и другие считают, что они обладают вескими фактами для склонения чаши весов в их пользу. Как вы считаете, как правильно поступать в таких ситуациях?

Лично я считаю, что отношения сторон, основанные на договорах дисциплинируют, и в перспективе будут способствовать развитию и роста всей деловой среды.

Читайте также

Статьи в разделах: Управление в организациях.