Главная страница
Статьи и заметки / Краткий отчет по форуму "Госзаказ-2009"  
4E.Госторги

Краткий отчет по форуму "Госзаказ-2009"

25 марта 2009 Дмитрий Сурков

Настоящий отчет основывается на личной стенограмме докладов участников форума, но полученная информация могла быть воспринята мною субъективно. Таким образом, она может не является официальной позицией высказываемых сторон.

Башлаков-Николаев Игорь Васильевич (руководитель УФАС по Московской области):

  • ненормально когда специализированная организация оказывает услуги одновременно заказчикам и участникам;
  • при рассмотрении комиссией заявок участников часто бывает не только необоснованный отказ участнику в допуске, но и необоснованный допуск;
  • сейчас практически невозможно представить двойную реституцию по государственным и муниципальным контрактам;
  • около 30% подаваемых жалоб оформлены ненадлежащим образом и не принимаются к рассмотрению;
  • излишние требования к оформлению заявок участников — ограничение конкуренции.

Владимиров Николай Викторович (министр конкурентной политики и тарифов Калужской области):

  • вскрытие конвертов на участие в конкурсах происходит с online-трансляцией;
  • еженедельно производят сравнение реальных рыночных цен с ценами по итогам заключенных контрактов (где это возможно замерить);
  • вернуть конкурсы в сферах: медикаменты, продовольствие, подряды (главное не цена, а качество исполнения контракта);
  • сохранить местные электронные торговые площадки для торгов на сумму менее 1 млн. руб. для поддержки местных компаний;
  • против приложения отдельного комплекта всех документов участника к каждой заявке по каждому лоту (бывают торги с сотней лотов).

Кизарьянц Гаяне Альбертовна (руководитель Конкурсного Агентства Калининградской области):

  • онлайн-трансляция всех проводимых конкурсов и аукционов;
  • для сотрудников составляются четкие регламенты выполнения должностных обязанностей;
  • открыт мультимедийный класс для участников размещения заказа: возможность скачать документацию, распечатать, принять участие в электронных аукционах;
  • проводятся обучающие семинары для участников и потенциальных участников размещения заказа;
  • для составления оптимального технического задания (например, по оргтехнике) и выставления его на аукцион, сначала проводятся предварительные торги;
  • практически исключили авансирование по контрактам и напоминают об отсутствии аванса в зале участникам при проведении аукциона;
  • планируют вести собственный реестр ненадежных поставщиков (отклонять на его основании не станут, но предполагается, что компании будут беспокоиться за свой имидж). Определять «ненадежность» будет специальная комиссия, если контракт исполняется с нарушениями;
  • предлагают ввести обязательную систему обучения по госзаказу для сотрудников УФАС, а также штрафы в КоАП для них.

Евраев Михаил Яковлевич (начальник Управления контроля государственного и муниципального заказа ФАС России):

  • сейчас нет ясности с обеспечением исполнения контрактов (четких требований и правил по страхованию, банковской гарантии, депозиту);
  • наличие аванса по контракту — повышенный риск, что придет финансово несостоятельная компания;
  • демпинг — не проблема для заказчика, если нет аванса и есть обеспечение исполнения контракта;
  • планируется введение возможности объявления участником аукциона цены в «минус» (дальше нуля), когда участник «доплачивает» заказчику при победе на торгах;
  • участнику иногда выгодно работать ниже себестоимости для имиджевых целей;
  • заказчик должен сопровождать заключенные контракты (регулярно проверять исполнение);
  • если победитель торгов «перепродает» контракт другой фирме (разумеется продолжая выступать в качестве ответственной стороны по контракту) — это нормально;
  • скоро планируется ввести единую систему оценки заявок по конкурсам;
  • проблемы сговора участников решаются введением электронных аукционов или наращиванием конкурентной среды;
  • предел в 1 млн. руб. на электронных торгах сейчас установлен из-за технологической безопасности — на данный момент ни одна электронная торговая площадка не соответствует требованиям;
  • планируется, что всего будет 5-6 электронных торговых площадок, чтобы их можно было контролировать и проводить мониторинг;
  • срок начала действия 41 статьи в новой редакции (электронные аукционы) будет перенесен;
  • единый портал для публикации информации о закупках (в т.ч. муниципалитетов) — не ранее января 2011 года;
  • одностороннее расторжение контракта не допускается;
  • судебные процедуры по государственному заказу сейчас крайне длительны (нормальный срок — 1,5-2 месяца на две инстанции);
  • требования 308-ФЗ к оформлению заявок исчерпывающие, устанавливать дополнительные не допускается;
  • допускать заявки, если документы в составе заявки не соответствуют описи (или лежат не в том порядке), но соответствуют требованиям 94-ФЗ;
  • по перечню одноименных товаров, работ, услуг будет лишь тенденция к укрупнению;
  • сейчас мотивация в госзаказе строится, увы, не на мотивации, а на принуждении;
  • мотивация «потратить все до конца года (иначе урежут бюджет)» — ненормально;
  • разрабатывается проект, чтобы экономию бюджетных средств по итогам торгов можно было бы направлять в фонд оплаты труда заказчика (но не выше определенного лимита);
  • санкции в КоАП планируется сделать в % от начальной цены контракта, ступенчатую систему за нарушение сроков;
  • сейчас КоАП покрывает лишь 50% от возможных нарушений при размещении заказа;
  • в 18 статье 135-ФЗ (о защите конкуренции) планируется убрать все и оставить лишь «передачу финансовых средств»;
  • конкурсы по ОСАГО сейчас — конкурсы кто раньше подаст заявку;
  • жалобы на торги с начальной ценой свыше 1 млрд. руб. рассматривает центральный ФАС;
  • планируется введение санкций в КоАП для сотрудников контролирующих органов (например, по срокам опубликования информации о жалобах);
  • количество обоснованных жалоб со-временем снижается — это хороший сигнал;
  • по результатам опроса — 74% предпринимателей поддерживают проводимую реформу в сфере госзаказа;
  • требовать от участника размещения заказа в составе заявки информацию о привлекаемых субподрядчиках нельзя;
  • требовать от участника размещения заказа в составе заявки информацию о расшифровке цены контракта нельзя;
  • при рассмотрении заявок с учетом введения 308-ФЗ, при проверке соблюдения требования об обеспечении заявки, главное — наличие платежного поручения, а не факт поступления денежных средств на расчетный счет. Но если деньги так и не поступают в течение нескольких дней, платежное поручение считается «недостоверным сведением» и на основании 94-ФЗ, такой участник отклоняется на любом этапе размещения заказа;
  • на аукционах в электронной форме также обязательно сопровождать торговые марки словами «или эквивалент» с вытекающими отсюда последствиями;
  • отклонять заявки участников за якобы предложенный им «нереальный» срок выполнения работ нельзя. С другой стороны, такой участник должен нести экономические санкции при просрочке исполнения контракта;
  • указание «нереальных» сроков выполнения контракта заказчиком в составе документации к торгам не допускается и такие торги могут быть признаны недействительными.

Катамадзе Анна Теймуразовна (заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России):

  • для малого бизнеса планируется введение специальной упрощенной процедуры проведения торгов;
  • торги для субъектов малого предпринимательства (СМП) — обязанность заказчиков;
  • перечень товаров, работ и услуг, размещаемых на торгах для СМП будет расширен, а порог начальной цены контракта установлен в 15 млн. руб.
  • эквивалентность товаров устанавливается не по торговым маркам, а по техническим характеристикам;
  • если у заказчика имеется информация об эквивалентной российской торговой марке, она обязательно должна быть указана рядом с иностранной торговой маркой в документации по торгам;
  • преференции действуют временно и только в отношении установленной группы товаров (продовольствие, текстиль, лекарственные препараты...);
  • при смешанном лоте (иностранные и отечественные товары) — преференции не предоставляются;
  • страна происхождения товаров декларируется участником размещения заказа;
  • 94-ФЗ уже находится на этапе уточнения и шлифовки, стратегически направления заданы и пока меняться не будут.

Лавров Алексей Михайлович (директор департамента Минфина России):

  • заказчики имеют все возможности для размещения «длинных» заказов со сроком исполнения до 3-ех лет;
  • сейчас около 15% контрактов, исполнение которых перешло на 2009 г.;
  • 10% от сэкономленных на торгах денежных средств заказчики могут сами же и использовать;
  • переноса лимитов по контрактам, средства на которые выделены в пределах года не будет — это порочная практика;
  • вполне возможно, что по некоторым заключенным контрактам, по которым финансирование будет сокращено, придется пересматривать условия контракта (161 статья БК), например, продлять сроки исполнения;
  • осторожно проводить торги на некоторые целевые федеральные программы, так как финансирование может быть урезано;
  • секвестр не коснется уже ранее выделенных лимитов;
  • в августе планируется попытка составления 3-х годичного бюджета 2010-2012.

Гришин Дмитрий Сергеевич (начальник Операционного управления Федерального казначейства):

  • с введением обязательной регистрации всех контрактов в реестре в казначействе, не включенные в реестр контракты оплачиваться не будут;
  • казначейство не является контролирующим органом и оплачивает даже те контракты, по которым сам видит, что заказчиком в процессе размещения заказа были допущены нарушения.

Читайте также

Статьи в разделах: Государственные закупки, Отчеты "4E".