Главная страница
Статьи и заметки / Выбор партнеров для нового бизнеса  
4E.Госторги

Выбор партнеров для нового бизнеса

4 сентября 2006 Дмитрий Сурков

В предыдущей статье рассматривался вопрос, как распределять доли между основателями новой компании. Сейчас мне хотелось бы поговорить вообще о выборе партнера(ов).

Возможно, я не скажу ничего нового, но изложу свое видение:

  • Не стоит завязывать деловое парнтерство с человеком, который для вас просто «классный парень». Я имею ввиду, что конечно здорово, если ваш будущий партнер интересен как человек, отличный собеседник и т.п. Но для бизнеса этого мало и нужно тщательно проанализировать деловые качества. Я знаю многих, с кем бы с радостью проводил свободное время, отдыхал, общался, но не стал бы начинать совместный бизнес.
  • Выбирайте людей, которые смогут принести немедленную пользу делу. При старте нового бизнеса нет времени ждать, пока ваши партнеры овладеют необходимыми навыками или подвергать дело риску, полагаясь на обещания партнеров внести свой вклад позже. Я не говорю, что не стоит верить людям, просто никто не застрахован от форс-мажорных обстоятельств.
  • «Мастер на все руки» лучше, чем узкоспециализированный профессионал. Это не всегда так, но в большинстве случаев. Вот по каким причинам:
    • На этапе зарождения компании, часто учредителям приходится заниматься и управлением и финансами и маркетингом и вообще всем. Люди, которые разносторонне талантливы и могут делать многие вещи выше среднего уровня очень полезны.
    • Узкоспециализированного специалиста можно нанять в штат.
  • Обязательно попробуйте человека в деле. Порой, на этапах обсуждения проекта нового бизнеса — все отлично. Но как только доходит до реализации, вдруг появляются загвоздки: дела не делаются вовремя или не делаются вообще, сроки срываются и т.д. Честно говоря, в моей практике не было ни единого случая, когда поначалу человек работал из рук вон плохо, а в процессе «разошелся». Если изначально нет желания, способностей или возможностей, лучше не рисковать в надежде, что они появятся в будущем.
  • Ищите партнеров, схожих с вами или лучше вас. Отлично, если вам будет чему поучиться у вашего будущего партнера! А если он еще и более состоятелен, имеет высокий статус в обществе и связи, то это просто замечательно. Но опять же, ни деньги, ни статус не заменят деловых качеств. В конце концов, если требуется финансирование, лучше взять кредит или найти инвестора (о них напишу чуть позже).
  • Не берите в партнеры человека, чья роль в скором времени может быть передана наемному работнику. Такое встречается сплошь и рядом. Например, вы начинаете бизнес и у вас есть приятель бухгалтер. Вам необходим бухгалтер, но незачем брать его в долю, потому что, как только у компании появятся деньги, которых будет достаточно для оплаты профессионального бухгалтера в штате, определенно возникнет конфликт: зачем делиться с тем, кто больше не нужен? Обычно в таком случае учредителю навязывается новая роль, но далеко не факт, что он с ней справится.
  • Четко определите свои сильные и слабые стороны. Партнерство нужно для того, чтобы дополнять друг друга. Например, при старте высокотехнологической компании довольно успешным выглядит союз «фанатичных» предпринимателя и технолога.
  • Насколько вам вообще симпатичен этот человек? Я знаю многих кто считает, что отношения на работе должны быть лишены эмоций. Я не согласен, все же мы не роботы и если при ежедневном общении накапливается негатив, рано или поздно он даст о себе знать.
  • Говорите заранее о неприятных вещах. Что будет, если бизнес прогорит? Как будут разделены «останки» компании в таком случае? Что, если кто-то не будет справляться со своими обязательствами? Такие дискуссии не из самых приятных, но обсуждая все заранее (и записывая), вы избежите кучи бед.
  • Насколько совпадает ваша система ценностей? Трудно передать как это важно. Если у вас существенно различные ценности, цели, стремления, представления о жизни: что хорошо, а что плохо; рано или поздно это отразится и на компании.

Конечно, в жизни все значительно сложнее, да и я не претендую на истину в последней инстанции. Но возможно, эти пункты помогут вам построить твердую платформу успешного бизнеса, ведь ничто не наносит компании такой вред, как ссоры между учредителями.

Читайте также

Статьи в разделах: Новый бизнес (стартапы).