Главная страница
Статьи и заметки / Государственные закупки (часть 1)  
4E.Госторги

Государственные закупки (часть 1)

12 августа 2007 Дмитрий Сурков

Отношения между бизнесом и государством всегда были актуальной темой для бесед, как предпринимателей, так и чиновников. Государство, кроме установления «правил игры» в виде законов, является также крупнейшим покупателем товаров и услуг (около триллиона рублей в год). Процесс закупок регламентирован Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, и упрощенно выглядит следующим образом:

  1. Объявляется конкурс на поставку товаров и услуг для нужд государственных заказчиков (финансирование из федерального или муниципального бюджетов).
  2. Участники-поставщики товаров и услуг подготавливают и размещают заявки, подготовленные в соответствии с требованиями конкурсной документации, которые содержат: предлагаемую цену исполнения контракта, описание товаров, работ или услуг, качественные характеристики, гарантийные обязательства и т.д., то есть все то, на основании чего можно принять решение о наиболее выгодном предложении.
  3. Члены комиссии со стороны заказчика рассматривают заявки участников на соответствие требованиям конкурсной документации и законодательных норм. Участники, допустившие ошибки (например, не приложившие необходимые документы), не допускаются к участию в конкурсе.
  4. Члены комиссии сравнивают условия, предложенные в заявках участников, допущенных к конкурсу, и выбирают победителя.
  5. С организацией — победителем заключается государственный контракт.

На самом деле все далеко не так просто. Начиная с этой статьи, я планирую написать серию материалов, посвященных каждому из этапов. Сейчас же, давайте рассмотрим кое-какие статистические факты.

Выдержка из журнала Forbes № 40, июль 2007:

В 2006 году правительство Москвы заключило контрактов «без борьбы» на 634 млрд. рублей.

Московское правительство каждый седьмой тендерный контракт заключает с единственным поставщиком.

Михаил Евраев — начальник управления ФАС по контролю и надзору в области недвижимости считает это проблемой предпринимателей, которые боятся участвовать в конкурсах и зарабатывать прибыль: «Их 15 лет приучали, что все делится между своими,- теперь никак отучиться не могут.»

Поясню, о чем идет речь. Государственные заказчики объявляют и проводят конкурсы, в которых участвует лишь одна организация, которая, разумеется, и побеждает ввиду отсутствия конкуренции. Разве дело в том, что мало кто из поставщиков может уложиться в цену, которое государство готово потратить? И такое случается, но нечасто. В большинстве случаев, с рентабельностью все в порядке. Просто в 99% случаев, неформальное решение о победителе принимается еще до начала торгов. Но это не значит, что оно окончательное.

Наша практика показывает, что:

  1. Можно побеждать в конкурсах и без предварительной договоренности с заказчиком, за счет соблюдения всех формальных процедур и «безошибочно» составленной заявки.
  2. Можно проиграть, имея договоренность, если заявка содержит грубые нарушения, или предложение другого участника более выгодно, а к его заявке не придраться.
  3. Государственные заказчики сами довольно часто допускают нарушения, которые могут быть зафиксированы и использованы для склона чаши весов в пользу того или другого участника.

Все эти факты говорят о том, что сейчас условия для участия в государственных торгах, более чем благоприятные. Конкурировать с одним участником и предлагать более выгодные условия, значительно проще, чем когда их с десяток.

И все же, многие организации не рискуют бросать вызов «любимчикам» государственных структур. Среди называемых причин:

  1. Нежелание портить отношения с заказчиком (по тем или иным причинам).
  2. Нежелание идти на конфронтацию с организацией-фаворитом или ее руководителем.
  3. Недостаток знаний и опыта для результативного участия в торгах.

Первая из них, скорее миф, чем реальность. Если не перегибать палку (например, неустанными судебными процессами), то всегда можно найти с людьми общий язык. Мы, например, в своей деятельности, используем подход: «Хотим строить с Вами конструктивные отношения, работать, договариваться, но просим с нами считаться и быть справедливыми».

Вторая причина имеет место быть, но опять же, всегда есть возможность договориться. Где-то вы им уступите, где-то они вам. В нашем опыте были случаи, когда после того, как мы «перебивали» государственный контракт у участника, считавшегося неформальным фаворитом, это становилось началом перехода взаимоотношений даже в более конструктивное русло. Как говорится — «победителей не судят».

Что касается третьей причины — тут мы к вашим услугам.

Давайте участвовать и побеждать!

Читайте также

Статьи в разделах: Государственные закупки.